Говорят, чтобы узнать человека как следует, надо спросить его мнение о ком-то постороннем. О себе люди не всегда говорят охотно, когда дело касается действительно важных вещей. Большинство из нас когда-нибудь готовились к собеседованиям, и репетировали ответы на каверзные вопросы, стараясь произвести хорошее, точнее, вполне  определенное впечатление на работодателя.

Работодатели же,  так же как  «охотники за головами» тоже не лыком шиты, и частенько теперь в их практике при приеме на работу  присутствует  просмотр профиля  соискателя в социальных сетях. Для получения более  достоверной информации о нем. Я слышала про банк, который отказал в кредите человеку, не имеющему аккаунта в социальной сети.

В интернете становится видно, чем живет человек по его реакциям на посты, картинки и видео.  Вот, например, заметила  одну закономерность.  Конечно, я открою секрет Полишинеля, сказав, что летом  в сетях много материалов про отпуска, курорты, море и так далее. Есть часть людей,  посты которых  сплошь  про «вау»,  про «наконец-то-отпуск» и «бамболейло-пятницО».  В постах этих  же людей,  по всей видимости, заточенных в застенках работорговца ..эээ… работодателя, присутствуют посты про «нищую зарплату», про «сволочных коммунальщиков» и иже с ними.

Да, каждая новость по себе далеко не новость. Да, пятницО — «бамболейло», цены на коммуналку — плохо. Интересно, что зачастую эти новости в лентах новостей одного и того же лица  находятся бок о бок. И, впрочем, рядом  еще пара котиков и пара сисек.  Других интересов нет.

Хотя, нет, есть несколько, поговорить то можно, но только с глазу на глаз, не в сети. О том, что есть сейчас один китайский сервис, который славится безумно щедрой политикой в сторону лояльности к покупателям.  Этот сервис обязуется принять товар, если человек на другом конце планеты передумал его покупать только по устному отказу от товара. Они готовы оплатить обратную доставку. То есть, прокатать товар туда-сюда за свой счет, если покупатель передумает его взять. Они высылают еще раз товар, если покупатель позвонил и сообщил, что товар не идет долго, наверное, потерялся. Это политика конкуренции, дело понятное.

Так вот, людьми с интересом и азартом обсуждается вопрос о «заработке» на этой «лоховской конторе», настолько щедрой к своим покупателям. Схемы приводить не буду по этическим соображениям. Скажу о том, что люди с гордостью называют свое мошенничество и воровство «бизнесом». Они же не людей, они же сервис…обманывают…  Как будто любой сервис состоит не из людей. Да и какая разница, машину обмануть или живого человека? Речь идет о собственном поступке и о моральных тормозах.

А по большому счету, снова об ответственности.

Во все времена были люди, которые спрашивают разрешения, и те который им запрещают, поскольку «спрашивающему нужно непременно отказать», как говорится в одной притче, поскольку спрашивающий не готов принять ответственность за свой поступок лично, он хочет переложить ее на позволяющего.

Здесь я воспользуюсь концепцией Жоржа Батая о Суверене и Рабе как философских концептах его теории непрерывности.  Исследуя архаичные общества  можно говорить о первом человеке, вышедшем из «непрерывности», о  Суверене, которым бал Шаман племени. Именно он мог вступить в противоборство с силами природы (с  Богами) при засухе или дождях. Именно он присваивает себе право нарушить запрет,  и вместе с тем получает «награду» от племени принести себя  в жертву в случае своей неудачи.

Все остальные в племени – функции, члены общины, не вышедшие из стадии «вещи», они готовы слушаться Шамана, и в случае нужды отдать его как жертву, сообща конечно, поскольку каждый, кто возьмется решать этот вопрос в  одиночку, станет новым шаманом.

И это снова об ответственности. О том, что в модусе Суверена «пятницО», конечно, наступает, и даже именно вокруг него, особенно, когда на улице лежат золотые часы, и у остальных евреев суббота.

О том, что, если вам не нравится место, которое вы занимаете, смените его, вы же не дерево. О том, что если ты отдаешь свое время работе из модуса Раба, то отдыхать из модуса Суверена вряд ли получится.  «Бери больше, кидай дальше, отдыхай, пока летит» — таков бывает «отпуск» Суверенов.  Не многим завидно, я  думаю.

И вот про сервис тот. Ну, да, понятно, что основатели закладывались на такие «траблы». Другое дело, что если воровства станет так много, что это будет приносить убытки, контора отменить свои щедрые условия. Кому от этого будет хуже? Все тем же покупателям, которые будут ругать сервис за изменение его политики, за жадность и тому подобное. За отказ посылать товары в Россию в частности. За то, что нарушили «бизнес» умникам, которые вышли за пределы, но не своих возможностей, и социального табу  путем трансгрессии, как суверены, а  за пределы норм морали.  

Здоровые члены сообщества, (утрированно) по Батаю, это те, которые соблюдают закон и групповые формы сакральности, не выходя за его пределы, имея свою долю ответственности за происходящее с ним и в обществе в целом. В общем, не дерево.

Ваша Ирина Панина

Вместе мы отыщем путь к вашим скрытым возможностям.

дерево