Фильм «Черный Лебедь». Разбор полетов сюжета этого фильма представила одна коллега, сделав вывод, что принимая свою «тень», по К.Г. Юнгу, мы попираем собственную мораль и нравственность.  «Вся эта путаница с тенью по Юнгу лишь «удобная философия», которая оправдывает нравственное падение личности»,  — пишет автор.

Я выскажу иную точку зрения на вопрос тени и эго, где буду солидарна с Юнгом, и объясню почему.

Несколько слов о фильме, который вышел на экраны довольно давно, однако, быть может, кто-то его не видел пока.

Фильм отражает закулисье театра, в котором идет постановка балета «Лебединое Озеро». Есть Прима, великолепно танцующая Белую Лебедь. Это хрупкая девушка, живущая с мамой (бывшей балетной актрисой). Есть режиссер этой постановки, который лелеет мысль о том, что и Белую и Черную Лебедь должна сыграть одна и та же девушка.

Выбор режиссера падает на Приму (девушку-белую-лебедь), которой все таки не хватает «черноты», чтобы танцевать противоположную партию.

В фильме показаны «галлюцинации» и душевные метания девушки, которая ….  Боюсь, что фильм этот надо все-таки смотреть, а не рассказывать. Психоделические состояния и галлюцинации, сопровождающие девушку, в них стоит поргузиться при просмотре фильма, а не слушать про них.

Партию Черной Лебеди девушка в результате танцует великолепно. Со  страстью, огоньком, жестокостью, азартом. В конце фильма она убивает (реально убивает, физически) ту «черную» себя, и, поскольку, убить только свою половину невозможно, умирает вместе с Черной и Белая Лебедь – сама девушка.

Так надо ли было пробуждать в себе эту «тень» — Черную Лебедь, будучи «белой и пушистой»? Стоило ли «предавать» свои идеалы «Белой Лебеди»? И, как писала моя коллега, «предавать свои моральные устои»?

Если в девушке так ярко проявился «черный» ее образ, по всей видимости, он изначально был частью ее личности, пусть глубоко подавленной, но тем мощнее и непредсказуемее его «подножки».

Отрицание своей «темной стороны души» у девушки оказалось так сильно, что «черная лебедь» воспринималось ею как отдельная личность, не она сама.  И что это такое? Это напоминает шизофрению, раскол, диссоциацию, раздвоение личности.

К.Г. Юнг говорит о необходимости восстановления  целостности личности.  Тем его критикам, которые настаивают на противостоянии Юнга и догматов церкви, могу сказать, что слово «разделение» на древнем языке звучит как «дьяболос», созвучно «дьяволу», не правда ли? Тогда как «объединение» звучит как «симболос». Созвучие определите сами.

Разделение, раздвоение личности – это и есть «одержимость дьяволом», или собственной тенью.

Эффективно ли отвергать ее, зная, что она (воплощающая в себе те качества и черты личности, которые вы выбрали отвернуть в себе), все равно присутствует в вас.

Не стоит ли «знать врага в лицо», вместо того, чтобы отрицать его вовсе?

Интегрировать собственную тень – это признать в себе отрицательные с собственной точки зрения качества своей личности и иметь выбор о том, пользоваться ими или нет.

Другая ситуация происходит, когда человек становится точно уверенным в своей непогрешимости. В своей абсолютной белизне.

Куда «девается» его тень, его «черная сторона»? Она пытается проявиться и показать себя такому человеку. И человек начинает видеть свою тень посредством других людей. Он видит, как «грешны» те, кто его окружает.  Он борется именно с ними.  Осуждает их, а порой, отправляет на костер реальный или фигуральный).

Почему я делаю вывод о том, что в «белом» человеке есть «чернота»? Да потому, что наша психика имеет фильтры восприятия. Мы не можем увидеть то, чего нет в нашей собственной структуре личности.

Невозможно человека заставить совершить преступление или неблаговидный поступок, если внутри человека нет предрасположенности к этому.

Как отступление скажу, что уличные гипнотизеры (я этому училась) показывают такие «чудеса» только потому, что «ловят» настрой человека и понимают, что именно этот человек может «показать» другим.  Только то, что есть в его внутренней картине мира.

Если сравнить суждения двух людей относительно любого происшествия, будут совершенно разные его объяснения.

Например, реакция на помощь человеку. «Мать Тереза» скажет, что помощь люди оказывают из милосердия. «Политик» скажет, что ради пиара. «Психолог» скажет, ради реализации мотива власти. И так далее.

То, что у людей внутри, то они видят и снаружи. Поэтому, если человек видит кругом себя одни грехи, грязь, аморальность и тому подобные события… значит, именно так настроены его (!) фильтры восприятия.

Чем же занимался всю свою жизнь Юнг, интегрируя Тень? Путь к Самости (центру психики) согласно его теории личности идет через соединение противоположностей, а не через отрицание своей тени. Соединяя Эго (центр сознания) с Тенью (центр бессознательного), он предложил свой путь обретения целостности психики и осознанности.

Причем тут осознанность? При том, что скрытое, отрицаемое или запретное содержание бессознательного он предлагает вывести на свет, на уровень сознания. Отсюда и работа со сновидениями, или работа в погружениях, в которых в терапевтических целях устраивается «контролируемый психоз» — раскол психики на несколько частей.

А многие ведь живут в таком психозе всю свою жизнь, отрицая его.

Тем горше для таких людей «подножки» от своей Черной Лебеди. В критических ситуациях именно она возьмет управление телом на себя и…. вы даже не будете знать, «а где же у нее кнопка».

Мое суждение по фильму: девушка имела диагноз шизофрения. Поэтому и не смогла соединить белую и черную лебедь в своей психике.

Девушка не смогла бы соединить и другое: она не в состоянии быть и дочерью, и любовницей. Ей приходится всегда  выбирать то -то одно.
Вечная дочка своей матери и вечная Белая Лебедь.

С одним крылом. Белым. Если бы осталась жива.

 

Ваша Ирина Панина

Вместе мы отыщем путь к вашим скрытым возможностям!