Немного из теории трансактного анализа. Его основатель – Эрик Берн. Небезызвестный автор книг про игры, в которые играют люди. Психоаналитик по образованию. Считал, что люди сами могут взять ответственность за свой сценарий жизни.  В отличие от психоанализа, где личность разделяется на три психоаналитических понятия : «супер-эго», «эго» и «ид», в Трансактном Анализе наблюдаются три формы функционирования ЭГО: «Родитель», «Взрослый» и «Ребенок».

Когда речь идет об этих состояниях, имеют ввиду  наблюдаемое поведение человека. Только в разных, так скажем, ипостасях. Трансактный анализ работает с сознательной частью психики, в отличие от психоанализа, где работа ведется с бессознательным.

В каждый момент времени личность пользуется одним из трех состояний «Я».  Это состояние определяется по движениям, тембру голоса, употребляемым словам.

Детское эго-состояние делает поведение человека таким, каким оно было в  детстве. Человек в детском эго-состоянии  сидит, стоит, ходит и говорит также,  как он это делал в три, скажем, года. Детское поведение сопровождается соответствующим восприятием мира, мыслями и чувствами трехлетнего ребенка.  По-детски вести себя не принято, тем не менее, детские проявления  можно наблюдать в некоторых особых состояниях, например, во время игры в футбол, где радость и гнев выражаются непосредственно, и где взрослого мужчину, прыгающего от радости не отличить от пятилетки. В этот момент взрослый мужчина не только ведет себя, но и воспринимает мир как ребенок. Его словечки «Ух ты!», «Здорово», «Классно», сленг из его личного детства. Это лучшая часть человека и единственная, которая искренне умеет радоваться жизни! Это источник спонтанности, сексуальности, творческих изменений и радости.

Взрослое  эго-состояние – это компьютер, бесстрастный орган личности, который собирает и обрабатывает информацию и прогнозирует ситуацию. Взрослый собирает данные с помощью органов чувств, соотносит их с логикой и выдает прогноз.  Он воспринимает мир через графики и диаграммы.  В отличие от ребенка, который видит мир ярким и с одной, эгоцентрической точки зрения, Взрослый видит мир черно-белым и с разных точек зрения одновременно.  Во Взрослом эго-состоянии человек временно отключается от эмоциональных реакций, так как они мешают анализу. Таким образом, у Взрослого нет чувств, хотя при этом он может осознавать чувства своего Ребенка или Родителя. Родительское эго-состояние часто путают со Взрослым. Особенно, если  Родитель спокоен и ведет себя рационально. Тем не менее, главное отличие не в рациональности, а в отсутствии чувств.

Родительское эго-состояние обычно скопировано с родителей человека или других авторитетных фигур. Оно перенимается целиком, без каких-либо изменений.  Человек в Родительском эго-состоянии – это «голограмма» поведения одного из родителей или людей, их замещающих. Родительское эго-состояние не воспринимает и не анализирует.  Его содержание постоянно. Родительское состояние хранит традиции и ценности, является важным для воспитания детей. Оно включается, когда недоступна информация, необходимая для принятия решения Взрослым. Но у некоторых людей состояние Родителя всегда заменяет собой Взрослое эго-состояние.  Родительское состояние не зафиксировано полностью. Когда человек встречает новые авторитетные для себя фигуры, образцы для подражания, его Родитель в чем-то изменяется. Что-то добавляется к Родительскому репертуару, а что-то исключается.

Состояния Я действуют по очереди. Состояние, в котором человек пребывает в данный момент, называется исполнительным. Второе активное состояние Я наблюдает со стороны, осознает происходящее. Поскольку могут быть включены одновременно два состояния (действующее и наблюдающее), между ними возможен внутренний диалог.  Например, Вы отрываетесь на танцах. Ваше детское эго-состояние вовсю радуется жизни. И вот ваш внутренний Родитель ворчит: «Какие танцы! Сколько тебе лет? Каблуки переломаешь!» Часто такого внутреннего комментария бывает достаточно, чтоб человек как будто споткнулся о стену, стушевался и пошел за столик, с неодобрением наблюдать за остальными танцорами.

Такой диалог может происходить между двумя  любыми состояниями Я. Прислушайтесь к голосам  в своей голове. Откуда это звучит: « У тебя все равно ничего не получится», или «Это не для тебя», или «Ты слишком толстая», или «Ты не в том возрасте», или «Тут один обман». Такие «послания изнутри»  были описаны Эллисом и З. Фрейдом. Фрейд назвал их проявлениями «примитивного, жестокого супер-эго». Ходжи Викофф назвала такое родительское состояние, враждебное Естественному Ребенку, Большим Свином. У хронически несчастного человека детское состояние вынуждено адаптироваться к действиям этого жестокого Большого Свина. Такая ситуация является результатом деспотичности родителей, которые принуждали своего ребенка к подчинению, не давая ему возможности собственного выбора.

Каждое состояние Я помогает приспособиться  к реальности.  Каждое предназначено для решения задач определенного рода.

Родительское – для ситуаций, требующих контроля. Над детьми, страхами, над новой ситуацией, над нежелательным поведением.

Взрослый необходим для планирования и прогнозирования.

Ребенок подходит для творчества. Рождения новых идей, для создания новой жизни, для отдыха, веселья и игры. 

Вовремя  пользуйтесь своими эго-состояниями. Учитывайте эго-состояния своего собеседника. это поможет конструктивному диалогу!