Каждая семья уникальна. Родители пользуются определенными приемами воспитания  в зависимости от ситуации, самого ребенка, принадлежности к определенной культуре.  В идеале родители должны создавать разумные ограничения самостоятельности ребенка, передавать ему свои ценности, способствовать развитию детского самоконтроля. Учитывать и поддерживать любопытство, инициативу и растущее чувство компетентности ребенка.

Определяющие измерения родительского поведения это родительский контроль и теплота.

Родительский контроль. То есть запретительные тенденции родителей.

Родительская теплота. Любовь и одобрение, которые родители демонстрируют своему ребенку.

Исходя из соотношения в воспитании запретов и одобрения, были выделены 4 стиля поведения родителей.

1.      Авторитетные родители.

Такие родители способны соединить высокую степень контроля с теплотой и принятием растущей самостоятельности  своих детей.  Родители объясняют своим детям смысл и причины своих ограничений.  Их решения и поступки не кажутся несправедливыми , и поэтому ребенок легко соглашается с ними. Авторитетные родители готовы выслушать возражения своих детей и уступить, когда это возможно.

При таком умеренно-высоком контроле и теплых отношениях,  родители признают и поощряют растущую самостоятельность своих детей. 

Дети превосходно адаптированы, уверены в себе, у них развиты самоконтроль и социальные навыки, они хорошо учатся в школе и обладают высокой самооценкой.

2.      Авторитарные родители.

Тщательно контролируют поведение своих детей и обычно проявляют мало теплоты  к ним.  Они жестко придерживаются правил. Они отдают команды и ожидают, когда все будет выполнено.  Такие родители избегают долгих объяснений со своими детьми.  Главный аргумент : « Потому, что Я так сказал!»

Дети, воспитанные авторитарными родителями обычно замкнуты, боязливы и угрюмы. Они непритязательны и раздражительны.  Девочки, как правило, остаются пассивными и зависимыми на протяжении подросткового и юношеского возраста. Мальчики могут стать агрессивными и неуправляемыми.

3.      Либеральные родители

Проявляют много теплоты и слабо или совсем не регламентируют  поведение ребенка. Проявляют безусловную родительскую любовь.  Дети практически лишены руководства со стороны родителей. Если поступки детей выводят родителей из равновесия, они, как правило, стараются подавить свои чувства.  Они так хотят продемонстрировать своим детям безусловную любовь и принятие , что перестают выполнять непосредственные родительские функции. Например, установление определенных ограничений и правил приличия. Детям предоставлен избыток свободы.

Дети у таких родителей склонны к непослушанию и агрессивности, на людях ведут себя неадекватно и импульсивно, нетребовательны к себе. Иногда они становятся активными, решительными и творческими людьми.

4.      Индифферентные родители

Не устанавливают для детей никаких ограничений, они безразличны к собственным детям.  Возможно, их собственная жизнь переполнена проблемами и у них не остается энергии  для своих детей. В случае, когда безразличие сочетается с  враждебностью, ребенка ничто не удерживает от того, чтоб дать волю своим самым разрушительным импульсам.

Естественно, эти стили поведения рассмотрены как общие тенденции. В различных ситуациях стиль поведения родителей может меняться, мы говорим лишь об общей направленности стиля.

На самом деле ограничения и установленные правила, в разумные пределах, конечно, дают ребенку чувство безопасности. Помните, когда Вам приходилось по полгода до посинения читать одну и ту же сказку? Каждый день. Не изменяя ни одного слова. По просьбе Вашего чада, конечно. Вы даже можете помнить свою собственную сказку на ночь. Оказывается, это очень нужно и важно! При многократном повторении сценария, ребенок чувствует, что есть в мире стабильность. Он защищен, поскольку есть определенный порядок вещей. Колобок и сегодня ушел от бабушки.  Поэтому малышу так нужен распорядок дня. Маленькому человеку проще и безопаснее жить в известном мире. Он знает, чего ждать. Помните ли Вы сами чувство неопределенности? Кто помнит поговорку «Хуже, чем ждать, только догонять» на собственном опыте? Когда ребенок не знает чего ждать от родителей, будет ли обед, пустят ли гулять, обязательно ли чистить зубы, ему трудно жить. Он не знает как быть послушным, хорошим. Обстоятельства и мир вокруг все время разные.   Задумаемся об этом? Ведь неопределенность порождает тревогу и даже стресс. В силах родителей снизить излишнее напряжение, с которым должны справляться дети. Четко выражайте и формулируйте то, что Вы от них ожидаете. Установите и помогите соблюдать четкий распорядок дня.  Дайте возможность ребенку рассказать о том, что он чувствует, не препятствуйте не соответствующему возрасту поведению. Такому, как желание пососать палец, закутаться в одеяло или посидеть «на ручках».  Дети и сами могут выработать свои способы совладания со стрессом. Например, специфичный ритуал отхода ко сну с точным количеством поцелуев и объятий, выполняемых в определенном порядке. Если ребенок самостоятельно ищет стабильности в своей жизни, у Вас есть повод задуматься над тем, как ему в этом помочь.