Сейчас мы переживаем волшебное время. Новый год, приближающееся Рождество.  И  Святки –пора гаданий, девичников и вещих снов. Мы чего-то ждем под Новый год, хотя сами уже перестали быть детьми. Но некое чувство – то ли ностальгия по детству, по маминым новогодним угощениям, то ли ожидание свершения чего-то важного и хорошего – тревожит и  будоражит нас. Неосознаваемые влечения, желания. Вполне в духе З.Фрейда.  В его теории личность рассматривается состоящей из трех компонент. И самая большая и непознаваемая часть нашей личности –это бессознательное. Которое исподволь управляет нашими сознательными желаниями и решениями. Как же это получается?

Фрейд назвал одну из  частей  личности «ид», от латинского слова «оно». Именно ид функционирует в области бессознательного.  Ид –нечто глубинное,   примитивное, в некотором смысле животное. Это посредник между  и биологическим  и психическим в нашем организме.  Ид – вместилище всех инстинктивных побуждений и черпает свою энергию из телесных процессов.  Это нечто темное, хаотичное, биологическое. И совершенно незнакомое с моралью.  Поэтому свободное от всех ограничений. Ид подчиняется принципу удовольствия. То есть немедленной разрядки напряжения, которое обусловлено биологическими побуждениями. Особенно сильными биологическими побуждениями являются самые древние: сексуальные и агрессивные. Направленные на выживание вида. Ид не ведает страха или тревоги. Его устремления просты и примитивны. Ид требует их немедленной реализации. Поэтому для младенцев невыполнима задача откладывать удовлетворение первичных биологических потребностей. Способность же к отсроченному удовольствию возникает только тогда, когда дети усваивают, что есть еще окружающие люди и внешний мир. С появлением этого знания возникает вторая структура личности, эго.

Эго  — от латинского «я». Это та компонента психического аппарата, которая ответственна за принятие решений.  Эго получает энергию от ид и стремится удовлетворить желания ид в соответствии с ограничениями, которые существуют во внешнем мире.  Эго, в ответ на психическое напряжение,  связанное с чувством голода, ищет социально приемлемые пути удовлетворения этой потребности. Эго подчиняется принципу реальности, цель которого  — сохранение целостности организма путем отсрочки удовлетворения инстинктов. Отсроченное во времени удовлетворение потребности заставляет человека учиться, думать, рассуждать, принимать решения. Эго способно направлять наше поведение в такое русло, чтобы инстинктивные потребности удовлетворялись безопасным путем для самого человека и для окружающих. Принцип реальности обеспечивает некоторый контроль над первичной энергией ид в рамках социальных ограничений.

Суперэго –последний компонент личности в теории Фрейда. И формируется эта часть личности далеко не сразу после рождения. Суперэго  — это морально-этическая сила личности. И возникает оно впервые тогда , когда ребенок усваивает первые моральные нормы и запреты.  Фрейд разделил суперэго на две подсистемы: совесть и эго-идеал.  Совесть приобретается посредством родительских запретов и наказаний. Она включает способность к критической самооценке , наличие моральных запретов и чувства вины. Противоположный аспект – поощрительный. Эго-идеал. Формируется из одобрения и высокой оценки каких-либо качеств. Суперэго считается сформированным окончательно тогда, когда родительский контроль заменяется самоконтролем. Однако, суперэго не подчиняется и не служит принципу реальности. Оно служит принципу идеальности. Пытается направить человека к идеальному совершенству (с  его точки зрения) в мыслях, делах и поступках.

Может, поэтому мы такие противоречивые по своей природе? Наши стремления и желания ограничены социальными нормами и правилами. Конфликт между ид, стремящемуся  к немедленному удовлетворению своих потребностей и эго, принуждающего к отсрочке получения желаемого. И еще больший конфликт, лежащий в области бессознательного. Конфликт между ид и суперэго. Между неуправляемой природой и непонимаемой культурой. Или неразъясненным родительским запретом.

Младенец выражает свои эмоции и желания тотально. Когда он хочет есть – он плачет до тех пор, пока не получит молоко. Его выделительные функции ( пописать, покакать) подчинены принципу удовольствия. Осуществляются немедленно. В подгузник. (Так проявляется ид)Повзрослев, малыш осознает все неприятности, связанные с мокрыми штанишками, поэтому готов к тому, чтобы отсрочить удовольствие от облегчения мочевого пузыря и попроситься на горшок. (Проявление эго).  И, далее, получив одобрение от мамы за «подарочек» в горшке и нагоняй от папы за испачканные штанишки, малыш стремится к получению одобрения  и избеганию порицания в дальнейшем.  (Проявление супер-эго ). В дальнейшем, малыш будет делать свои дела в отхожие места вне зависимости от родительского порицания или одобрения. Стадия самоконтроля.

По мере взросления и развития, мы приобретаем новые структуры, компоненты нашей личности. Однако, наша древняя, инстинктивная природа то и дело пытается вырваться из под контроля сознательных социальных надстроек. И во многом регулирует наше поведение.

То есть, способность к сознательному регулированию поведения, появляется у нас по мере нашего взросления. Хотя, насколько «сознательному»? Какова наша степень осознаваемости?

фрейд1

Согласно Фрейду уровень сознания состоит из ощущений и переживаний, которые  Вы осознаете в данный момент времени.  Только незначительная часть всей психической жизни входит в сферу сознания. Это является результатом  сортировки. По большей части  это ответы на внешние сигналы. Причем, когда в поле Вашего зрения или интереса попадает что-то другое, то предыдущие впечатления погружаются в более глубокие сферы. Наше сознание можно назвать  «оперативной памятью».

Сфера предсознательного включает весь опыт, который Вы приобрели в жизни. Он не осознается четко в данный момент, но Вы можете легко его вспомнить, если пожелаете. Вы можете вспомнить свою любимую книгу или родной город. Эти знания у Вас есть, но Вы не помните их каждую минуту Вашей жизни. И эта область предсознательного – некий «мост» к самой большой и глубокой области нашего разума – области бессознательного.

Бессознательное –это хранилище примитивных  инстинктов, побуждений, воспоминаний и эмоций, которые настолько угрожают сознанию, что Вашей силой были подавлены и вытеснены  в область бессознательного. Примерами могут быть травмы детства, скрытые враждебные чувства, подавленные сексуальные желания. Все то, о чем хотелось бы забыть, вычеркнуть из жизни.

Вытесненные в область бессознательного, эти переживания влияют на Ваши сознательные желания и поступки более, чем Вы предполагаете.  Все Ваши действительно значимые аспекты поведения направляются импульсами, лежащими вне Вашего сознания. Эти влияние не только не осознаются Вами, более того, если они начинают открыто выражаться в поведении, это встречает Ваше внутреннее сопротивление. Вы же сами их «упрятали» в бессознательное, как они смеют высовываться? И часто Ваше бессознательное пытается обходным путем явить Вам то, что Вы заперли за семью замками. Проявляясь в замаскированной форме, оно влияет на Вашу жизнь, на Ваши решения, симпатии, Ваш выбор.

Как можно понять свои бессознательные стремления, желания, влечения? Как отследить те аспекты, которые руководят Вами без Вашего ведома? Какими путями бессознательное пытается проникнуть в область Вашего сознания?

 Этих путей несколько. Об этом мы и поговорим в следующих публикациях.  В них  также Вы узнаете как отследить мотивы и причины поведения окружающих Вас людей. Это, кстати, сделать проще. Помните пословицу о том, что в глазу соседа видна соломинка, а в своем — бревна не разглядеть.