шаги шаги1«Здравствуйте! Ну, почему сразу «не работают»! Еще как работают! Сам прошел, людей научил. Знаете, сколько людей по моим стопам прошло? У многих получилось. У тех, кто не лентяй.», -возразят авторы этих замечательных шагов.

И новые ученики, вдохновленные достигнутым успехом своих наставников и предшественников, строго регулярно начинают выполнять заветные шаги. Ровно 10 штук. Простых шагов. А результата нет. Точнее, есть, но не тот. В чем тут дело помогут разобраться браться наши меньшие. И волшебное слово «инсайт». Мало кто знает, что этот термин: «инсайт» обязан своим появлением в психологии именно обезьянам. Точнее,  Вольфгангу Кёлеру, изучавшему психику шимпанзе.  А сам термин означает такую целостную организацию элементов проблемной ситуации, которая позволяет обнаружить и устранить основной конфликт.  Другими словами, инсайт приблизительно означает  понимание ситуации в целом.

В качестве примера инсайта можно привести шимпанзе, находящегося  в клетке, палку, которая находится также в клетке и банан – снаружи клетки и на таком от нее расстоянии, что его можно достать палкой и нельзя – лапой.  Шимпанзе пытается достать банан, злится, трясет клетку, прыгает, злится. Потом устает, садится на пол клетки, жизнь не мила. И – вдруг в поле его зрения попадают одновременно банан и палка. Шимпанзе вскакивает, хватает палку, достает банан. Произошел инсайт. Целостная картина ситуации позволила устранить конфликт между голодной обезьяной и недоступным, казалось бы, бананом.

И именно непонимание целостной картины пути к успеху и не позволяет многим достаточно упорным и прилежным деятелям достичь того успеха, который обещает автор шагов.

У обезьяны, которая уже доставала раньше банан палкой, сложилось понимание картины в целом. И в следующий раз, когда у нее не будет палки, она попытается достать банан чем-то другим. Вплоть до того, что попытается сделать палку из веревки. Будь на ее месте человек, мы бы сказали, что он ищет недостающие ресурсы для решения проблемы.

А что происходит с теми, кто строго следует инструкции и не имеет общего плана действия?

Снова опыт с обезьянами. Клетка. Бананы подвешены так высоко, что достать их можно только подставив ящик,  да еще и прыгнуть вверх. С ящика. Несколько шимпанзе в клетке. Один из них получает инсайт, то есть, понимает ситуацию. И , поставив ящик под бананы, прыгает, достает лакомство и угощается. Другие следуют его примеру. Ну, прямо, как у нас, у людей. Несколько простых шагов к успеху. Берешь ящик, залезаешь, прыгаешь. Всего три шага. И некоторые из сородичей первооткрывателя пути к бананам так и делают. И получают свою порцию бананов. Но есть и такие, кто ящик ставит где попало. Не там, где расположены бананы. И прыгает. Вокруг ящика. Или на ящике. А потом с ящиком на голове. И, знаете, будто бы обижается, что у него до сих пор нет бананов. Ну, в общем, конечно, обидно. Прыгает-то он выше всех! И дольше всех. А бананы есть у всех, кроме него. Как, впрочем, и инсайт.

Нам, людям, стоит взять этот опыт на вооружение. Прежде чем следовать четким инструкциям даже самых успешных людей, хорошо бы узнать обоснование этих шагов  и общий план действий.

Обоснование-это те аргументы и доводы, в силу которых мы понимаем необходимость сделать именно эти шаги и именно в таком порядке, как предложено.  Прежде, чем следовать за кем-то, убедитесь, что у Вас есть целая картина – план действий. Потому что отсутствие плана – это  план на поражение.