Существует множество понятий, относящихся  к области мотивации. Чаще всего используются и применяются такие понятия как потребность и мотив.

Потребность – общее состояние нужды любого живого организма. Свои специфические потребности есть у животных, растений и людей. Чем более совершенно и развито живое создание, тем больше у него потребностей.

Компания торгует снегом. Главный менеджер решает написать коммерческое предложение на Чукотку! «Покупйте у нас снег! Зимой- скидки 50%!!!» Ни ответа, ни привета…. Пишет снова: «Что же вы решили? покупаете?»  

Ответ таков: «Решили мы, однако. Купить маленько…. той травы, которую  вы курите!»

Потому как выявить потребности – важный аспект мотивации. Если не известно, как человеку угодить, неизвестно как его мотвировать.

Человек отличается от растений и животных тем, что у него, кроме органических потребностей (пища и сон) есть многие другие потребности, например, материальные, социальные и духовные.

Материальные потребности многообразны и бесконечны, поскольку развивается производство и наука.

Социальные потребности связаны с жизнью людей в обществе, со взаимоотношениями. Потребность в общении, аффилиации, достижении успехов, престижа, уважения, власти, внимания со стороны других людей, определенного места в обществе, приобретения профессии, оказания помощи. Или противоположные названным мотивы: избегания неудач, избегания людей, унижения, подчинения, обращения за помощью и другие. Тенденция данных мотивов такова: чем сложнее и совершеннее общество, тем более разнообразны социальные мотивы, представленные в нем.

Г. Меррей создал наиболее полную классификацию потребностей человека.

Сами по себе потребности не делают поведение человека целенаправленным. Эту функцию  в мотивировании поведения выполняет такое психологическое образование, как мотив деятельности.

Наличие потребностей активизирует человека и направляет его активность на поиск предмета, способного удовлетворить актуальную потребность.  То есть, мотивирующая функция потребности сводится к поиску нужного «предмета» (не обязательно материального).  Поиск «предмета» — формирование конкретного мотива той или иной деятельности. «Ради чего стоит действовать?».

Под такой характеристикой потребности, как «предметность» понимается то, каким образом или с помощью чего человек удовлетворяет данную потребность.

Другая характеристика потребности – «Динамика». Это процесс нахождения потребностью своего предмета.

Одни и те же потребности могут опредмечиваться разными способами. Потребность в пище может удовлетворяться  различными блюдами.

Потребности человека иерархизированы по-другому, чем у животных. У животных биологические потребности занимают главенствующее положение, у человека, развитого как личность, доминируют социальные и духовные потребности. Человек удовлетворяет свои витальные потребности, чтобы действовать ради достижения целей, отвечающим его высшим потребностям.

Мотив – это внутренний, психологический по своей природе источник целенаправленной деятельности человека – ее предмет, который организует и направляет деятельность на достижение определенной цели.

В понимании мотива существуют большие расхождения в среде ученых.

Мотив — как намерение. (Загадка: Три лягушки сидели, одна решила прыгнуть. Сколько осталось? Три, поскольку решение (намерение) отлично от действия)

-Мотив — как потребность

-Мотив – как побуждение

— Мотив – как устойчивые личностные свойства

— Мотив – как цель

Встречающиеся дефиниции таковы:

  1. Мотив рассматривается как потребность. Однако, отождествить мотив с потребностью не позволяет ряд обстоятельств: потребность не полностью объясняет причину конкретного действия. Одна и та же потребность может быть удовлетворена разными способами и средствами. Сами по себе хотения и желания не являются мотивами, потому что не способны породить направленную деятельность. Мечты и желания могут так и остаться мечтами, которые никто не пытается достичь.
  2. Мотив как побуждение. Это определение не раскрывает содержательную сторону мотива. Не объясняет причину и смысл человеческой активности. К тому же, если у человека есть мотив что то НЕ делать, то как раз побуждения в этом случае нет. Мотив есть, ( не делать) , а  активности нет.
  3. Мотив как намерение. Намерение что-то предпринять не объясняет причину: почему это нужно сделать.
  4. Мотив как устойчивые личностные свойства. (Личностные диспозиции). Устойчивые характеристики личности обуславливают деятельность в той же мере, что и внешние стимулы. Влияние ситуации сводит на нет личностные диспозиции.
  5. Мотив как удовлетворенность. На основании положительного отношения к своей деятельности, человек имеет долгосрочную мотивационную установку на ее выполнение. Это фактор, влияющий на принятие решения о продолжительности деятельности. Удовлетворенность усиливает мотив, не являясь побудителем. Она может служить содержательной стороной мотива, но не динамической.
  6. Мотив как цель. Но одна и та же цель может удовлетворять разные потребности. Нужно понимать, что значит для человека эта конкретная цель. Если цель – путешествие, то что оно значит для человека? Отдых, работу, познание нового, побег и прочее.

В отличие от цели, которая всегда осознается, мотив осознается не всегда.

Совершая те или иные действия, мы обычно не отдаем себе отчета в мотивах этих действий. При этом не значит, что если мотивы актуально не осознаются, они отделены от сознания человека. Они могут быть представлены в сознании как «личностный смысл соответсвующей деятельности». В этом выражена смыслообразующая функция мотива. (Другая функция мотива —  побудительная).

Мы пытаемся заработать деньги не ради кусочков разноцветной бумаги. Но имея их, мы можем быть более уверены в себе, гордиться собой и прочее.

Неосознаваемое в психике не отделено от сознания. Это разные уровни психического отражения и регуляции деятельности.

Задача осознания человеком мотивов своей деятельности возникает на достаточно высокой ступени развития человека как личности – когда складывается его полноценное самосознание.

Итак, у мотива две функции: смыслообразующая и побудительная.

Предложенная классификация мотивов А.Н. Леонтьевым: Мотивы, распределенные по группам, делятся на 

  1. реально действующие (те, которые управляют деятельностью на самом деле),

Директор обращается к начальнику отдела кадров:
— Найдите на нашем предприятии человека — молодого, способного,
инициативного, который мог бы занять мое место.
— И тогда?
— Как только найдете, сразу же увольте.

  1. мнимые (выдуманные) ( они в действительности деятельностью не управляют, но представлены в сознании человека так, как будто управляют ).

-Хватит пить!
-А я не пью…я дезинфицирую душевные раны.

  1. побудительные (мотивы-стимулы) имеются в наличии с момента инициации какой-либо деятельности, то есть, истоки этой деятельности.

Никакой план не выполняется с таким рвением, как план эвакуации.

4.смыслообразующие – те,  в которых выражается смысл этой деятельности. Смысл  — как относится содержание этой деятельности к основным потребностям человека.

На заметку шефу:

Чтобы повысить энтузиазм прихода сотрудников на работу поставьте аську (любую социальную сеть) на каждое рабочее место, оборудованное компьютером.

Поскольку смысл рабочей деятельности у многих – это общение.

Разделение на смыслообразующие и побудительные –условно.  Один и тот же мотив может быть побудительным и смыслообразующим. Сама деятельность – полимотивирована, атакже «многовершинна», то есть имеет много различных смыслов.

Напоминаю, что мотивом деятельности, по А.Н. Леонтьеву, является  предмет потребности, который может быть представлен как в  материальном плане, так и в воображении субъекта.

Генетически исходным для человеческой деятельности является несовпадение мотивов деятельности  и входящих  в ее состав действий. Совпадение бывает в случае, если цель  приобрела в сознании человека самостоятельную побудительную силу (сдвиг мотива на цель), либо в том случае, когда человека осознает свои мотивы и превращает их в мотивы-цели. Отличие цели  от мотива: цель всегда осознается. Мотив не всегда, почти никогда. Точнее, мы себе не отдаем отчета в мотивах своих действий. Мы знаем цель.  Осознать свои мотивы человек способен на очень высокой ступени развития своей личности. Осознание мотивов – это особый психологический акт, возникающий при необходимости объяснить свое поведение. Понять, чем оно регулируется и управляется.

5.осознаваемые  (человек о них знает и может осуществлять их регуляцию разумом и волей),  

Самый мотивированный и целеустремлённый человек, тот – который находится в поисках туалета.

6.неосознаваемые ( они реально управляют деятельностью, но человек не может их отследить),  

Осознанность и неосознанность мотивов относительна. Различаются степенью представленности в нашем сознании. Уровни сознательного ии бессознательного в психике: Апперцепция, повседневное сознание, полусознание, неосознаваемое и бессознательное.  Поэтому, неосознаваемые мотивы могут быть:

  1. Осознваемыми, но человек не обращает на них внимания.(повседневное сознание)
  2. В данный момент эти мотивы неосознаваемы, но могут быть осознаны при самоанализе или других людей. (полузознание)
  3. Те, которые осознать невозможно. (неосознаваемое.)

Все они могут быть реально действующими.

Понять мотивацию человека — верх мастерства. Хотя бы свою бы понять бы… Правда?)