Сценарный анализ – теория, основанная на том, что в детстве и раннем подростковом возрасте люди составляют жизненные планы, которые делают предсказуемыми дальнейшие события в их жизни. Когда в основе жизни какого-то человека лежит такое решение, говорят, что  у него есть жизненный сценарий.  И если проблемы в жизни, это всего лишь результат Вашего личного сценария, то есть возможность, словами Берна «прекратить шоу и начать другое, лучшее». Эрик Берн – небезызвестный автор книг про игры, в которые играют люди, автор теории трансактного анализа. Психоаналитик по образованию. Считал, что люди сами могут взять ответственность за свой сценарий жизни.

Вам трудно поверить, но точно также как люди в детстве решают быть врачами или адвокатами, можно решить в будущем стать алкоголиком или убийцей. Жизненный сценарий – почти то же самое, что судьба.

Каждый человек, только появившись на свет, испытывает колоссальное затруднение из-за разницы между тем, чем он мог бы стать и тем, чем ему будет позволено быть.

Эта разница может быть колоссальной. Потенциал некоторых детей уничтожается прямо при рождении.

Суть этой ситуации – в   конфликте между желанием ребенка и запретами, которые ставит перед ним семья.

Детское состояние Я родителей человека – основной фактор формирования жизненного сценария. (О различных эго-состояниях личности читайте в моей статье » Как поживает Ваш  внутренний Ребенок? Не обижает ли его Большой Свин?« ).  Мир сказок дает нам важные ключи к проблеме формирования личности. Во многих сказках фигурируют злой колдун и добрый колдун. В жизненном сценарии роль колдунов играют отец и мать.  То есть, на детей родители влияют как добрые или злые волшебники, что в последствии отражается на их личности.  Если сценарий жизни имеет разрушительный характер, значит, детское состояние его отца или матери обладало чертами Злого Волшебника. В этом случае трехлетний ребенок находится под властью напуганного, своенравного и всегда непредсказуемого детского состояния Я отца или матери.  Малыш запоминает не поддержку и помощь Заботливого Родителя в своих папе и маме, а бьющие через край чувства ревнивого, напуганного «Ребенка» своих родителей. В этом случае родительское состояние «Ребенка» , скопированное с детского состояния отца или матери , называют Злым Волшебником. Или Большим Свином. В такой семье у ребенка создается жизненный сценарий  «Трагической ошибки». Примером может служить маленькая девочка, оставшаяся без матери, и детское  Я-состояние ее отца раздражала необходимость заботиться о дочери. Он верил, что, чтобы сформировать у нее сильный характер, нужно отказывать ей во всех желаниях. И маленькая девочка поняла, что ее желания никогда не выполняются. Поэтому она решила, что, скрывая желания, можно сделать их более осуществимыми. Она также заметила, что желания свои можно выдать, если заплакать от разочарования.  Чтобы не дать узнать отцу чего же она хочет, девочка решила, что плакать нежелательно. Отец вынудил ее ничего не желать, ничего не просить и никогда не выражать свое разочарование.  Этот принцип руководил девочкой на протяжении  многих лет ее жизни. 

Родители внушают своим детям запреты ради своего удобства или спокойствия.  На языке сказок запрет – это «проклятие», то есть ограничение свободы ребенка.  Запрет всегда отражает страхи, желания или гнев «Ребенка» родителей. Запреты отличаются разной степенью зловредности. От простых: «Не ешь сладкого» до глабальных: «Не думай», «Не будь счастливым», «Не будь богатым».  Родители довольно редко говорят эти слова прямо. Указания такого рода даются детям в завуалированной форме. Следует заметить, что запреты от Злого Волшебника часто являются невербальными.  Они внушаются детям через одобрение или неодобрение  того или иного поступка. Запрет на уверенное поведение Злой Волшебник налагает позитивно реагируя на пассивность ребенка и негативно – на самостоятельные поступки.

Власть формировать личность детей по своему усмотрению похожа на «колдовство». Поговорим и Белой и Черной магии.

Белый Маг или Заботливый Родитель наделяет ребенка силой, добротой, чуткостью, красотой и здоровьем. «Колдун» может сказать своему чаду «Мне нравится, что ты такой умный» или «У тебя очень хорошее здоровье». Заботливое магическое послание делает человека сильнее и освобождает его от власти Большого Свина.  Если «колдовство» делает человека сильнее, оно доброе. Если слабее, то злое. Нежелательный ребенок будет получать послания типа «Горе ты мое», «Рожден на несчастье», а если в семье существует недостаток собственной ценности, то дело обстоит еще хуже. Например, отец-алкоголик, оставшийся без работы, бездельничает пред телевизором. Ему стыдно за себя, он раздражается на сына и требует, чтоб тот убрался дома. Когда сын, следуя примеру отца, отказывается, отец называет его ничтожеством и лентяем. Таким образом, он наслаждается кратким отдыхом от чувства собственной ничтожности. А ведь маленький ребенок беззащитен перед злым волшебством.  Его положение сравнимо с трехлетним узником, которого терроризируют двое физически сильных надзирателя.

Когда ожидания ребенка , что его будут защищать и о нем будет заботиться не оправдывается, у него формируется основа жизненного сценария.

Сценарное решение – это изменение ребенком своих ожиданий в соответствии с реальностью.

На поведение детей так же сильно влияют предписания.  Ребенку говорят, чем или кем он является. Он – или умница, или неуклюжий, или грубиян, или свинья. Или Принц.  Мы стали тем, кем нас называли в детстве. Родители не говорили нам быть хорошим мальчиком или девочкой. Они называли нас хорошими или плохими.  Они давали нам понять кто мы такие. При таком способе общения информация передается не словами.  Это – мистификация. Одна из форм гипнотического внушения. Слово – это команда. Вы говорите детям, как обстоят дела, и они занимают то место, которое Вы предусмотрели для них. Предписания сообщают ребенку, что он должен делать, чтоб получать любовь и ласку, запреты –от чего он должен воздержаться, чтобы не лишиться родительской любви. 

Основные сценарные запреты и предписания , как правило, исходят от родителя противоположного пола. А родитель того же пола демонстрирует, как это выполнять.  Следует заметить, что кроме детского эго-состояния родителей на судьбу ребенка влияет также «Заботливый Родитель» отца или матери. От него он получает сообщение, противоречащее предписанию «Ребенка» в родителе. Например, «Злая Волшебница» матери одного юноши запрещала ему плакать, и  в то же время ее Родительское эго-состояние хотело, чтоб он был любящим юношей. Когда к ребенку предъявляются такие противоречивые требования, основная тенденция сценария время от времени уступает место контр-сценарию, заложеному Заботливыми Родителями.  У алкоголиков, например, жизнь по контр-сценарию – это краткий период воздержания между запоями. Инструкции  контр-сценария, как правило, передаются в словесной форме. И они противоречат собственному поведению родителя. Получается инструкция типа «Делай как я говорю, но не делай, как я делаю». Слова же воспринимаются хуже личного примера родителей.  Особенность контр-сценария – его неустойчивость. Только слова против одобрения или порицания в случае со сценарным поведением.

Жизненный путь человека искажается сценарным программированием в трех основных отношениях. Эти пути:

  1. Без Любви
  2. Без Разума
  3. Без Радости

Есть ли у Вас  мысли в эту сторону? Кем Вы себя чувствовали в детстве? Кто Вы для своих детей? Часто ли Большой Свин в Вас поднимает свой пятачок, или Вы свободны от него? Чувствуете ли Вы сценарий Вашей жизни,  хорош ли он на Ваш взгляд? Хотите ли Вы «прекратить шоу и начать другое, лучшее»?

Буду рада услышать Ваши мнения и впечатления относительно написанного.

С глубокой признательностью,

Панина Ирина